Страницы

суббота, 23 ноября 2013 г.

Инструктивно-методическое письмо "Об организации преподавания предмета "Физическая культура"


         Повышение эффективности физического воспитания учащейся молодёжи рассматривается как ключевая проблема развития физической культуры и важнейшая задача современного общества. В таких условиях крайне важным является вопрос о выборе правильных приоритетов организации этого процесса.

          В числе основных принципов, определяющих требования к формированию содержания физкультурного образования, выдвигаются:

- личностная ориентация содержания, обеспечивающая познание индивидуальных особенностей собственного организма, своих способностей, овладение способами их совершенствование на основе индивидуальных интересов и потребностей;


- возрастная периодизация, ориентирующая на соответствие учебного материала психофизическим возможностям учащихся, особенностям их возрастной динамики.

         Учебная работа в школе, сегодня, должна строится на качественной реализации учебного процесса по физической культуре, построения на должном уровне всей системы физического воспитания школьников.

         Преподавание предмета «Физическая культура» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Старооскольского муниципального округа осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровня:

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования РФ от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19

«О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089

«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164

«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования…»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2 № 1178 – 02 ), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.2002 г., регистрационный номер 3997;

- Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006 г. № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

- Распоряжение Губернатора Белгородской области от 07.02.2007 г. № 89-р            

«О мерах по возрождению народных массовых видов спорта»;

- Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.04.2009 г. № 694 «О совершенствовании физического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях области»;

- Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 13.04.2009 г. № 743

«О совершенствовании физического воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

         В 2009-2010 учебном году в 5-7 классах рекомендуется использовать

«Региональную адаптированную программу по физической культуре для 5-7 классов».


Особенности организации преподавания предмета

«Физическая культура»


          При организации процесса преподавания предмета «Физическая культура» в каждой общеобразовательной школе необходимо учитывать следующие компоненты:

- спортивную инфраструктуру образовательного учреждения;

- укомплектованность физкультурными педагогическими кадрами.

         При составлении школьного расписания уроки физической культуры ставить через день (при трех уроках), при четырёх уроках предусмотреть не менее двух раздельных дней для восстановления в недельном цикле (например:  пн.   ср., чт.   сб.). Спаривание уроков рекомендуется делать в следующих случаях:

- при обучении разделу программы «Лыжная подготовка»;

- при обучении разделу программы «Плавание»;

- при организации учебного процесса по физической культуре с использованием межшкольных центров (по модели г.Губкин).

         По региональным рекомендациям каждый 3(4) урок в недельном цикле планировать в субботние дни как урок-соревнование.

         При ограниченности образовательного учреждения в местах проведения уроков физической культуры, во избежание проведения занятий одновременно в двух и более разновозрастных классах, перейти к преподаванию предмета «Физическая культура» с 5(4) класса по вертикалям, а школьное расписание выстраивать по параллелям.

         При необходимости возможна организация учебного процесса в комбинированных по вертикалям учебных занятиях (например: 4 и 5 классы, или 8 и 9 классы).

         При таком построении учебного процесса возможно объединение на одном уроке детей одного возраста и разделение их по половому признаку.

         Для реализации оптимального построения учебного процесса при 3(4) уроках физической культуры каждая школа, исходя из своих возможностей, может выбрать одну из предложенных ниже моделей:

Вариант 1

         Раздельное обучение в одном зале одновозрастных детей двух классов и более.

Пример расписания – исходные данные: 6 классов в параллели, один зал, один стадион (для младшей школы необходимо предусмотреть отдельный малый зал для занятий)



Урок/день
Понед.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
5 АБВ
8 АБВ
7 АБВ
10/11
6 АБВ
5АБВГДЕ
2
5 ГДЕ
8 АБВ
7 АБВ
10/11
6 ГДЕ
6АБВГДЕ
3
6 АБВ
9 АБВ
6 АБВ
9 АБВ
5 АБВ
7АБВГДЕ
4
6 ГДЕ
9 АБВ
6 ГДЕ
9 АБВ
5 ГДЕ
8АБВГДЕ
5
7 АБВ
10/11
5 АБВ
8 АБВ
7 АБВ
9АБВГДЕ
6
7 АБВ
10/11
5 ГДЕ
8 АБВ
7 АБВ
10/11


Вариант 2

         Раздельное обучение в различных залах, по различным разделам программы, со смещением мест занятий и тем уроков в недельном цикле.

Пример расписания – исходные данные: 4 класса в параллели, 4 спортивных зала (или места занятий)

Урок/день
Понед.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
5АБ(м)-1
5АБ(д)-2
5ВГ(м)-3
5ВГ(д)-4
10/11…
5АБ(м)-4
5АБ(д)-3
5ВГ(м)-2
5ВГ(д)-1
2
6…
9…
6…
3
7…
8…
7…
4
8…
7…
7…
8…
5
9…
6…
6…
9…
6
10/11…
5АБ(м)-2
5АБ(д)-1
5ВГ(м)-4
5ВГ(д)-3
5АБ(м)-3
5АБ(д)-4
5ВГ(м)-1
5ВГ(д)-2
10/11…

1, 2, 3, 4 – залы, или места занятий

Остальные параллели аналогично пятым классам

При нечётном количестве классов в параллели, можно сводить на одном уроке смежные по вертикали классы (например 6 и 7).

Вариант 3

         Раздельное обучение в координации с учебными предметами «Технология» и «Иностранный язык» (при этом варианте один учитель физической культуры может обучать две вертикали)

Пример расписания – исходные данные: 4 класса в параллели, спортивный зал, мастерские, кабинеты иностранного языка.


Урок/день
Понед.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
5 АВ
5 АВ
2
5 БГ
3
6 АВ
5 АВ(м)-ф
5 А(д) – т
5 В(д) - ин
4
6 БГ
5
7 АВ
6
7 БГ
5 АВ(д)-ф
5 А(м) – т
5 В(м) -ин


Ф – урок физической культуры

Т – урок технологии

И – урок иностранного языка

Все остальные уроки по аналогии с первым уроком для 5 АВ классов.

Вместо технологии можно использовать два места занятий иностранным языком.

При раздельном обучении на урок иностранного языка класс будет делиться так же на группы мальчиков и девочек.


Вариант 4

         Раздельное обучение только на 3(4) уроке недельного цикла – урок-соревнование.

Пример расписания – исходные данные: в зависимости от количества классов в параллели и учителей физической культуры в субботу на урок-соревнование сводится 2-3-4… класса параллели.

Урок/день
Понед.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
5АБВГДЕ
2
6АБВГДЕ
3
7АБВГДЕ
4
8АБВГДЕ
5
9АБВГДЕ
6
10/11


Модель организации уроков физической культуры г.Губкин так же предполагает преподавание физической культуры по вертикалям.


Для сельских школ:


Вариант 5

         При наличии в школе двух учителей физической культуры объединение двух смежных по вертикали классов на 3(4) урок-соревнование.

Урок/день
Понед.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
2-3
2
4-5
3
6-7
4
8-9
5
10-11
6

На чётные классы тарификуется один учитель, на нечётные – другой.


Вариант 6

         Объединение двух смежных по вертикали классов в координации с предметом «Технология».

Урок/день
Понед.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
4-5(м)- ф
4-5(д)- т
2
4-5(д)- ф
4-5(м)- т
3
6-7(м)- ф
6-7(д)- т
4
6-7(д)- ф
6-7(м)- т
5
6


Вариант 7

         Объединение на 3(4) урок-соревнование двух комбинированных по вертикали классов с перерасчётом на этот урок подушевой оплаты с двух классов на один (при одном учителе физической культуры в школе).



Урок/день
Понед.
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
2-3
2
4-5
3
6-7
4
8-9
5
10-11
6

Например: в 4 классе- 5 учеников, в 5 классе- 6 учеников, при сведении на один урок в субботу получается один класс из 11 учеников. При подушевой оплате перерасхода средств не будет – региональный эксперимент в МОУ «Новопетровская СОШ» Валуйского района.

          При переходе на «вертикальное» преподавание предмета «Физическая культура» рекомендуется осуществлять гендерный подход в организации педагогического процесса.

         Положительные моменты в осуществлении раздельного обучения на уроках физической культуры:

- при построении урока легче планировать нагрузки при развитии определённых двигательных качеств (с учётом сенситивных периодов развития);

- никто ни кого не стесняется, команды или микро группы для выполнения определённых упражнений или игр формируются более равномерно;

- упрощается приём учебных нормативов и тестовый мониторинг;

- в учебном процессе легче планировать и проводить урок-соревнование;

- учебный процесс проще индивидуализировать и разнообразить.


Директор МОУ ДПО (ПК) СОГИУУ                                         Земцова С.Г.


Методист МОУ ДПО (ПК) СОГИУУ                                         Панченко Ю.А.



Комментариев нет:

Отправить комментарий