Повышение эффективности физического
воспитания учащейся молодёжи рассматривается как ключевая проблема развития
физической культуры и важнейшая задача современного общества. В таких условиях
крайне важным является вопрос о выборе правильных приоритетов организации этого
процесса.
В числе основных принципов, определяющих
требования к формированию содержания физкультурного образования, выдвигаются:
-
личностная ориентация содержания, обеспечивающая познание индивидуальных
особенностей собственного организма, своих способностей, овладение способами их
совершенствование на основе индивидуальных интересов и потребностей;
-
возрастная периодизация, ориентирующая на соответствие учебного материала
психофизическим возможностям учащихся, особенностям их возрастной динамики.
Учебная работа в школе, сегодня, должна
строится на качественной реализации учебного процесса по физической культуре,
построения на должном уровне всей системы физического воспитания школьников.
Преподавание предмета «Физическая
культура» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Старооскольского
муниципального округа осуществляется в соответствии с нормативными документами
федерального, регионального и муниципального уровня:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312
«Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
-
Приказ Министерства образования РФ от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19
«О
совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации»;
-
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089
«Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164
«О
внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования…»;
-
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2 № 1178 – 02
), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.2002 г., регистрационный номер
3997;
-
Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006 г. №
656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего
образования»;
-
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 07.02.2007 г. № 89-р
«О
мерах по возрождению народных массовых видов спорта»;
-
Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской
области от 06.04.2009 г. № 694 «О совершенствовании физического воспитания
учащихся в общеобразовательных учреждениях области»;
-
Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа
Белгородской области от 13.04.2009 г. № 743
«О
совершенствовании физического воспитания обучающихся в общеобразовательных
учреждениях».
В 2009-2010 учебном году в 5-7 классах
рекомендуется использовать
«Региональную
адаптированную программу по физической культуре для 5-7 классов».
Особенности
организации преподавания предмета
«Физическая
культура»
При организации процесса преподавания предмета
«Физическая культура» в каждой общеобразовательной школе необходимо учитывать
следующие компоненты:
-
спортивную инфраструктуру образовательного учреждения;
-
укомплектованность физкультурными педагогическими кадрами.
При составлении школьного расписания
уроки физической культуры ставить через день (при трех уроках), при четырёх
уроках предусмотреть не менее двух раздельных дней для восстановления в
недельном цикле (например: пн. ср., чт.
сб.). Спаривание уроков рекомендуется делать в следующих случаях:
-
при обучении разделу программы «Лыжная подготовка»;
-
при обучении разделу программы «Плавание»;
-
при организации учебного процесса по физической культуре с использованием
межшкольных центров (по модели г.Губкин).
По региональным рекомендациям каждый
3(4) урок в недельном цикле планировать в субботние дни как урок-соревнование.
При ограниченности образовательного
учреждения в местах проведения уроков физической культуры, во избежание
проведения занятий одновременно в двух и более разновозрастных классах, перейти
к преподаванию предмета «Физическая культура» с 5(4) класса по вертикалям, а
школьное расписание выстраивать по параллелям.
При необходимости возможна организация
учебного процесса в комбинированных по вертикалям учебных занятиях (например: 4
и 5 классы, или 8 и 9 классы).
При таком построении учебного процесса
возможно объединение на одном уроке детей одного возраста и разделение их по
половому признаку.
Для реализации оптимального построения
учебного процесса при 3(4) уроках физической культуры каждая школа, исходя из
своих возможностей, может выбрать одну из предложенных ниже моделей:
Вариант 1
Раздельное обучение в одном зале
одновозрастных детей двух классов и более.
Пример
расписания – исходные данные: 6 классов в параллели, один зал, один стадион
(для младшей школы необходимо предусмотреть отдельный малый зал для занятий)
Урок/день
|
Понед.
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1
|
5 АБВ
|
8 АБВ
|
7 АБВ
|
10/11
|
6 АБВ
|
5АБВГДЕ
|
2
|
5 ГДЕ
|
8 АБВ
|
7 АБВ
|
10/11
|
6 ГДЕ
|
6АБВГДЕ
|
3
|
6 АБВ
|
9 АБВ
|
6 АБВ
|
9 АБВ
|
5 АБВ
|
7АБВГДЕ
|
4
|
6 ГДЕ
|
9 АБВ
|
6 ГДЕ
|
9 АБВ
|
5 ГДЕ
|
8АБВГДЕ
|
5
|
7 АБВ
|
10/11
|
5 АБВ
|
8 АБВ
|
7 АБВ
|
9АБВГДЕ
|
6
|
7 АБВ
|
10/11
|
5 ГДЕ
|
8 АБВ
|
7 АБВ
|
10/11
|
Вариант 2
Раздельное обучение в различных залах,
по различным разделам программы, со смещением мест занятий и тем уроков в
недельном цикле.
Пример
расписания – исходные данные: 4 класса в параллели, 4 спортивных зала (или
места занятий)
Урок/день
|
Понед.
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1
|
5АБ(м)-1
5АБ(д)-2
5ВГ(м)-3
5ВГ(д)-4
|
10/11…
|
5АБ(м)-4
5АБ(д)-3
5ВГ(м)-2
5ВГ(д)-1
|
|||
2
|
6…
|
9…
|
6…
|
|||
3
|
7…
|
8…
|
7…
|
|||
4
|
8…
|
7…
|
7…
|
8…
|
||
5
|
9…
|
6…
|
6…
|
9…
|
||
6
|
10/11…
|
5АБ(м)-2
5АБ(д)-1
5ВГ(м)-4
5ВГ(д)-3
|
5АБ(м)-3
5АБ(д)-4
5ВГ(м)-1
5ВГ(д)-2
|
10/11…
|
1,
2, 3, 4 – залы, или места занятий
Остальные
параллели аналогично пятым классам
При
нечётном количестве классов в параллели, можно сводить на одном уроке смежные
по вертикали классы (например 6 и 7).
Вариант 3
Раздельное обучение в координации с
учебными предметами «Технология» и «Иностранный язык» (при этом варианте один
учитель физической культуры может обучать две вертикали)
Пример
расписания – исходные данные: 4 класса в параллели, спортивный зал, мастерские,
кабинеты иностранного языка.
Урок/день
|
Понед.
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1
|
5 АВ
|
5 АВ
|
||||
2
|
5 БГ
|
|||||
3
|
6 АВ
|
5 АВ(м)-ф
5 А(д) – т
5 В(д) - ин
|
||||
4
|
6 БГ
|
|||||
5
|
7 АВ
|
|||||
6
|
7 БГ
|
5 АВ(д)-ф
5 А(м) – т
5 В(м) -ин
|
Ф
– урок физической культуры
Т
– урок технологии
И
– урок иностранного языка
Все
остальные уроки по аналогии с первым уроком для 5 АВ классов.
Вместо
технологии можно использовать два места занятий иностранным языком.
При
раздельном обучении на урок иностранного языка класс будет делиться так же на
группы мальчиков и девочек.
Вариант 4
Раздельное обучение только на 3(4)
уроке недельного цикла – урок-соревнование.
Пример
расписания – исходные данные: в зависимости от количества классов в параллели и
учителей физической культуры в субботу на урок-соревнование сводится 2-3-4…
класса параллели.
Урок/день
|
Понед.
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1
|
5АБВГДЕ
|
|||||
2
|
6АБВГДЕ
|
|||||
3
|
7АБВГДЕ
|
|||||
4
|
8АБВГДЕ
|
|||||
5
|
9АБВГДЕ
|
|||||
6
|
10/11
|
Модель организации уроков физической культуры
г.Губкин так же предполагает преподавание физической культуры по вертикалям.
Для
сельских школ:
Вариант 5
При наличии в школе двух учителей
физической культуры объединение двух смежных по вертикали классов на 3(4)
урок-соревнование.
Урок/день
|
Понед.
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1
|
2-3
|
|||||
2
|
4-5
|
|||||
3
|
6-7
|
|||||
4
|
8-9
|
|||||
5
|
10-11
|
|||||
6
|
На
чётные классы тарификуется один учитель, на нечётные – другой.
Вариант 6
Объединение двух смежных по вертикали
классов в координации с предметом «Технология».
Урок/день
|
Понед.
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1
|
4-5(м)- ф
4-5(д)- т
|
|||||
2
|
4-5(д)- ф
4-5(м)- т
|
|||||
3
|
6-7(м)- ф
6-7(д)- т
|
|||||
4
|
6-7(д)- ф
6-7(м)- т
|
|||||
5
|
||||||
6
|
Вариант 7
Объединение на 3(4) урок-соревнование
двух комбинированных по вертикали классов с перерасчётом на этот урок подушевой
оплаты с двух классов на один (при одном учителе физической культуры в школе).
Урок/день
|
Понед.
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
1
|
2-3
|
|||||
2
|
4-5
|
|||||
3
|
6-7
|
|||||
4
|
8-9
|
|||||
5
|
10-11
|
|||||
6
|
Например:
в 4 классе- 5 учеников, в 5 классе- 6 учеников, при сведении на один урок в
субботу получается один класс из 11 учеников. При подушевой оплате перерасхода
средств не будет – региональный эксперимент в МОУ «Новопетровская СОШ»
Валуйского района.
При переходе на «вертикальное» преподавание
предмета «Физическая культура» рекомендуется осуществлять гендерный подход в
организации педагогического процесса.
Положительные моменты в осуществлении
раздельного обучения на уроках физической культуры:
-
при построении урока легче планировать нагрузки при развитии определённых
двигательных качеств (с учётом сенситивных периодов развития);
-
никто ни кого не стесняется, команды или микро группы для выполнения
определённых упражнений или игр формируются более равномерно;
-
упрощается приём учебных нормативов и тестовый мониторинг;
-
в учебном процессе легче планировать и проводить урок-соревнование;
-
учебный процесс проще индивидуализировать и разнообразить.
Директор
МОУ ДПО (ПК) СОГИУУ
Земцова С.Г.
Методист
МОУ ДПО (ПК) СОГИУУ
Панченко Ю.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий