Страницы

воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Олимпийское образование в системе спортизации общеобразовательной школы


 
Физическое воспитание на сегодняшний день нерешает эффективно вопросы здоровья, физической подготовленности наших молодых граждан. Однако мы знаем, что в настоящее время существует много интересных инновационных проектов, которые могут так или иначе эту проблему решать.

 Два из них наиболее важные: это проект олимпийского образования и проект спортизации общеобразовательных школ, которые могут достаточно эффективно решать многие проблемы в физическом воспитании учащейся молодежи. Однако в этих проектах существуют и противоречия. Например, об олимпийском образовании говорят, что оно зачастую имеет чисто теоретический аспект, что уроками физической культуры, олимпийской культуры или олимпийского образования привлечь детей к занятиям спортом сложно и нужно усиливать деятельностный аспект. Если говорят о спортизации, то тоже упоминают о противоречии, что спортизация «зацикливается» на формировании двигательных качеств детей и в меньшей степени обращает внимание на получение знаний в области спорта. Это не совсем верно. Два упомянутых проекта, совмещаясь и накладываясь друг на друга, могут решать многие проблемы.

Спорт в обществе – это феномен, раскрывающий истинные возможности человека, позволяющий развивать их в наибольшей степени. Он эмоционален и непредсказуем. Спорт связан с разумным риском в познании неизвестного.

Рассматривая современную структуру спорта, можно вспомнить, что он зародился в конце XVIII века и сразу разделился на два направления – любительский и профессиональный.

Любительский спорт  аристократичен. Люди, которые имели не только свободное время, но и хороший достаток, могли заниматься организованной физической активностью, осваивать виды спорта.

Прообразом профессионального спорта, можно сказать, был цирк, в котором артисты демонстрировали свои возможности, тем самым проявляя современные признаки профессионального спорта.

Далее эти два направления мирно развивались примерно до конца XIX века, пока Пьер де Кубертен не собрал первый Олимпийский конгресс, на котором была выработана Олимпийская хартия, установившая, что в таких престижных соревнованиях, как Олимпийские игры, профессиональные спортсмены не могут участвовать. Началась борьба между любительским и профессиональным спортом, которая закончилась в пользу  последнего. И таким образом появилось новое разделение – на массовый спорт и спорт высших достижений.

Спорт в обществе – это модель игрового соперничества. Отработанная в спорте, она позволяет воспринимать уроки жизни как естественную реальность, которую человек осваивает, преодолевает, адаптирует к своему микросоциуму. Это действительно так: спорт как школа характера и мужества.

Спортивная культура – это часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, а также учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физических упражнений в рамках соревновательной деятельности, которая преследует, как правило, цель первенства или рекорда вследствие физического и духовного совершенствования человека. И действительно, говоря о спортивной культуре, мы прежде всего имеем в виду развитие такого гармоничного человека, в котором бы сочетались и духовные качества, и физические. Сейчас трудно представить спортсмена высокой квалификации, развитого только физически. Если спортсмен устанавливает рекорды, завоевывает олимпийские медали, как правило, это человек высокой духовной культуры.

Несмотря на разноплановость спорта, основными ценностями спортивной деятельности выступают знания, накопленные в сфере организации, методики оздоровительной, спортивной тренировки, умение спортсмена восстанавливаться после экстремальных нагрузок, осуществлять самоконтроль – всe то, что позволяет целенаправленно формировать и совершенствовать физический потенциал человека во имя достижения высокого спортивного результата. Ценности выступают как принципы, цели и средства деятельности, как образцы и модели поведения, которым следуют люди, как идеалы, на которые они ориентируются в своей деятельности. Сформировать ценностное отношение к спорту – значит заложить основы спортивной культуры личности.

В содержание спортивной культуры вносятся три основных компонента. Это интеллектуально-мотивационный, операциональный и деятельностный. Основными  компонентами спортивной культуры личности выступают знание, понимание спорта, олимпийское образование, мотивация, интересы, потребности, спортивный стиль жизни, спортивная квалификация. Все это относится к личным ценностям спортивной культуры.

Чтобы сформировать спортивную культуру, безусловно, необходимо вести разработки программ, связанных с этим направлением. Наиболее удачной технологией является спортизация общеобразовательных школ России – спортизация, использование спортивной деятельности, соревнований, спортивных технологий, элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся. Эта идея спортизации пришла к В .К. Бальсевичу еще в начале 1990-х годов, и связана она с тем, что спорт высших достижений за последний век показывает чудеса в плане установления новых рекордов, формирования физического потенциала человека, демонстрации способностей атлетов. А если посмотреть на физическое воспитание, то оно, к сожалению, осталось на уровне тех преобразований, технологий, которые развивались еще в середине XX века. Более того, физическое развитие наших детей становится даже хуже, чем в середине XX века. Поэтому появилась такая идея: а что если технологии, которые есть в спорте высших достижений, попробовать адаптировать к физическому воспитанию? Возможно, тогда мы найдем какой-то момент повышения эффективности физического воспитания. И надо сказать, что это оказалось удачным решением. На сегодняшний день существуют несколько проектов спортизации, это:

– спортивно ориентированное физическое воспитание;

– спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;

– каждой школе – спортивную команду;

– школьный спортивный клуб.

Спортивно ориентированное физическое воспитание – проект достаточно известный: обычные уроки физической культуры заменяются спортизированными уроками, занятия проходят по видам спорта, но при этом выполняется стандарт государственной программы. В рамках спортивно ориентированного физического воспитания проходят и уроки олимпийского образования.

Мы считаем, что человек, который прошел систему спортивно ориентированного физического воспитания, в старших классах должен заниматься чисто спортивной культурой. Это такой предмет, который дает  возможность осваивать уже конкретный вид спорта более углубленно, участвовать в соревнованиях, познать радости спортивной победы и, может быть, горести поражений, но самое главное – научиться выигрывать и проигрывать. Это очень важно для человека в современном мире. И проект «спортивная культура» как учебный предмет как раз дает такие возможности. Мы распределяем средства на этомпредмете таким образом: базовая часть, когда выполняется государственный стандарт, идет спортивное обучение, идет обучение спортивной технике, и  спортивная подготовка. Все это дает в конечном итоге возможность участвовать в соревнованиях, сдавать контрольные нормативы и осваивать олимпийское  образование.

Следующий проект, который успешно реализуется в системе спортизации, – это школьные спортивные клубы, которые создаются по двум направлениям: в структуре школы и школьный спортивный сертификат, который позволил нам перевести школьные спортивные клубы на коммерческую основу.

Успешно осуществлять спортизацию можно и с помощью организации школьных спортивных команд. У нас разработано положение, которое предусматривает участие только детей, которые не попали в детские спортивные школы. Этот проект «школьная спортивная команда, спортивная смена России» мы реализуем ежегодно. Участвуют только дети, которые занимаются в школьных спортивных клубах. Этим мы даем шанс детям, которые не попали в спортивные школы, все-таки принимать участие в соревнованиях очень серьезного уровня.

Во всех этих формах спортизации, безусловно, присутствуют и формы олимпийского образования, они реализуются как в учебное, так и во внеучебное время. Мы проводим и олимпийские уроки, и олимпийские дни, и олимпийские КВН , диспуты, конференции. Все это дает возможность говорить о том, что спортизация успешно сочетается с олимпийским образованием.

Нас часто спрашивают о том, каким образом можно построить спортизированное физическое воспитание в рамках убогой школьной инфраструктуры, которая зачастую  существует в школах? Есть механизм интеграции общеобразовательной школы и детской спортивной школы. Мы сотрудничаем с муниципальными организациями, которые дают возможность проводить уроки физической культуры на тех базах, которые существуют рядом со школой.

Спортивная культура – новое направление в образовательном пространстве России. Технология спортизации предоставляет возможности интеграции олимпийского образования и спортивного воспитания.

 

Профессор Российского государственного

 университета физической культуры, спорта и туризма.

Доктор педагогических наук

Л.И. Лубышева__

Комментариев нет:

Отправить комментарий