Освоение технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе
Кандидат педагогических наук Л.Н. Прогонюк Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Сургута
Ключевые слова: физическое воспитание, общеобразовательная школа, конверсия, спортизация, эффективность.
Повышение эффективности физического воспитания детей и подростков - важнейшая задача современной школы. Попытки ее решения предпринимались как в нашей стране [1, 2, 3, 7, 9-12], так и за рубежом [9-12] Однако добиться убедительных результатов в решении этой проблемы не удалось нигде. Не принесли успеха и крупномасштабные проекты реформирования физического воспитания школьников в США, Великобритании, Германии и других странах [9, 10].
В.К. Бальсевич [2, 4] выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном классе как основной форме организации учебного процесса и необходимости индивидуализации процесса обучения. Последнее все более настойчиво требует реализации не только в сугубо организационно-методическом смысле, но и в свете общемировой правовой и этической парадигмы приоритета личности, ее интересов и потребности в свободном и своеобычном развитии. Не нашли позитивных продолжений и технократические в своей основе проекты повышения эффективности физического воспитания путем увеличения количества часов, которые школьники могли бы использовать для своей физической активности. Сюда относятся попытки введения в практику физкультурно-оздоровительной работы ежедневного "часа здоровья", так называемых "самостоятельных" занятий во внеучебное время, организации физкультурно -массовой работы по месту жительства учащихся. Очень мало реальных возможностей у большинства школьников, даже у тех, кто стремится к спортивной или физкультурной активности, проявить себя на занятиях в детско-юношеской спортивной школе, поскольку эти учреждения в основном заинтересованы в поиске спортивных талантов, причем только в том виде спорта, который культивируется в ее отделениях. Далеко не каждому ребенку и подростку доступны и платные услуги различных шейпинг-клубов, аэрофитнес-классов, студий бодибилдинга и т.п. По мнению В.К. Бальсевича, традиционная система физического воспитания в общеобразовательной школе не обеспечивает необходимого и достаточного объема организованной двигательной активности занимающихся в режимах, гарантирующих освоение учащимися жизненно важных ценностей физической культуры, укрепление их здоровья, формирование у них навыков здорового стиля жизни [2,4].
Давно сложившаяся практика проведения уроков физкультуры в рамках академического расписания по классам противоречит гигиеническим нормам, не соответствует индивидуальным возрастным, морфофункциональным и психологи ческим особенностям учащихся, не позволяет использовать современные прогрессивные технологии целенаправленного совершенствования основных физических и многих духовно-нравственных характеристик личности ребенка и подростка на основе средств спортивной подготовки [5].
В то же время использование огромного опыта, накопленного практикой подготовки юных спортсменов, научных и технологических достижений в сфере подготовки атлетов международного класса, создание новых организационно-методических и социально-психологических условий для активного освоения учащимися общечеловеческих ценностей спортивной культуры является перспективным направлением развития инновационных преобразований в содержании и структуре физического воспитания в общеобразовательной школе. Такие преобразования могут быть осуществлены, согласно В.К. Бальсевичу [2, 3, 4], на основе конверсии приемлемых для целей физического воспитания обучающихся элементов технологий спортивной подготовки в интересах повышения эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе.
Учебно-тренировочная группа представляется оптимальной формой объединения учащихся по признакам общности физкультурно-спортивных интересов, потребностей, притязаний, уровню физической подготовленности, степени матурации, обеспечива ющей возможность организации полноценного процесса их обучения, тренировки и воспитания.
В этой связи настоятельно необходимы научно-теоретический поиск и экспериментальная проверка таких форм физического воспитания в общеобразовательной школе, которые позволили бы преодолеть эту тупиковую ситуацию. Предложенная В.К. Бальсевичем концепция спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе была апробирована нами в педагогическом эксперимен те, проведенном в рамках реализации проекта "Наш спорт - мое здоровье".
На первом, подготовительном, этапе, который длился с сентября 1994 г. по июнь 1996 г. , наряду с изучением состояния проблемы и разработкой вариантов рабочих гипотез решались задачи подбора кадров, способных и готовых работать по-новому. В этот же отрезок времени была создана материальная база для проведения инновационных преобразований в физическом воспитании учащихся школы № 32 г. Сургута. К проведению учебно-трениро вочных занятий были подготовлены четыре спортивных зала (гимнастики и акробатики, художественной гимнастики, два полноразмерных зала для спортивных игр). Все они располагали необходимым основным и вспомогательным оборудованием и достаточным количеством спортивного инвентаря. С января 1996 г. началась разъяснительная работа с учащимися 3-х и 5-х классов и их родителями, с педагогическим коллективом. Идея обновления содержания и организации физического воспитания в школе № 32 ("Наш спорт - мое здоровье") была поддержана Комитетом по науке и образованию г. Сургута. Структура организационных мероприятий для обеспечения подготовки и реализации проекта "Наш спорт - мое здоровье" была разработана и утверждена к началу 1996/97 учебного года. К этому времени была в основном завершена теоретическая разработка методологического и организационно-методического аспектов реорганизации физического воспитания в общеобразова тельной школе на основе идеи его спортизации.
На втором этапе исследования - в 1996/97, 1998/99, 2000/2001 учебных годах были проведены педагогические эксперименты, разработаны и апробированы программы для разных спортизированных специализаций, расширена их номенклатура.
Основной и наиболее значимый вывод, который вытекает из анализа результатов эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания в общеобразовательной школе.
Содержательной предпосылкой для такого заключения является прежде всего изменение отношения учащихся к предмету "физическая культура", их высокая деятельностная активность в процессе занятий, возросший уровень дисциплины на учебно-тре нировочных занятиях и, наконец, значительное повышение уровня физической подготовленности, которая по большинству параметров существенно превысила аналогичные показатели как контрольных групп, так и школьников и школьниц аналогичных возрастных групп таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция (Западная).
Вместе с тем полученные данные по приростам показателей физической подготовленности за учебный год вписываются в имеющиеся литературные данные по ритмам возрастного развития кинезиологических систем детей этих возрастных групп [2, 3, 5].
При этом важно отметить, что дети - участники эксперимента - заметно превзошли по темпам приростов показателей физической подготовленности своих сверстников, занимающихся по самым различным программам физического воспитания в школе, и в то же время не вышли на уровень приростов, характерный для их сверстников, занимающихся в специализированных спортивных школах. Это означает, что в результате эксперимента сделан первый шаг к оптимизации тренирующих нагрузок в детском возрасте и повышению на этой основе эффективности процесса физического воспитания учащихся [5].
Успешность развертывания инновационных преобразований физического воспитания в общеобразовательной школе может быть обеспечена при условии только социально-психологической готовности к ним всего педагогического коллектива школы, разносторонней общепедагогической и профессиональной подготовленности учителей-тренеров, активной поддержки этих нововведений со стороны родителей, наличия или создания полноценной инфраструктуры для обеспечения высокого качества учебного процесса по физическому воспитанию.
Задачи управления инновационными преобразованиями физического воспитания в общеобразова тельной школе сводятся к следующему:
- разработке проекта содержания, структуры и организации процесса обновления учебно-воспита тельной работы по физическому воспитанию учащихся;
- решению вопроса об официальной юридической и финансовой поддержке проекта в местном органе управления образованием и местной администрации;
- проведению разъяснительной работы в педагогическом коллективе школы с учащимися и их родителями;
- разработке спортизированных программ физического воспитания учащихся;
- контролю и коррекции процесса реализации проекта на основе анализа информации о ходе и результатах учебно-тренировочной и воспитательной работы с группами учащихся, занимающихся по новой программе.
Педагогический эксперимент подтвердил правомерность гипотезы о возможности и целесообразности обновления формы, содержания и структуры физического воспитания в общеобразовательной школе на основе его спортизации. Полученные данные по динамике показателей физической подготовленности в ходе эксперимента демонстрируют статистически значимые их улучшения (p<0,05) в большинстве учебно-тренировочных групп и их заметное преимущество перед контрольными. Сравнительное исследование рейтинга показателей возрастной динамики физической подготовленности участников эксперимента и их сверстников из Великобритании, Испании, Венгрии, Словакии и Турции выявило его существенное положительное изменение к концу эксперимента в пользу сургутских детей и подростков, занимающихся по предложенной нами программе.
Наш опыт обновления организации и содержания физического воспитания в общеобразовательной школе позволяет утверждать, что подготовку к переходу на новую форму организации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной или какого-либо другого типа школы для детей и подростков целесообразно начать с разработки проекта инновационных преобразований сложившейся практики физического воспитания в данном образовательном учреждении. При этом важно, руководствуясь разработанными в данном исследовании принципами (обеспечения максимальных возможностей для освоения каждым учащимся ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его интересами, потребностями и способностями; обязательности использования адаптированных технологий спортивной подготовки в физическом воспитании детей и подростков; объединения учащихся в типологически относительно однородные по интересам и уровню подготовленности учебно-трени ровочные группы, занимающиеся в основном за рамками академического расписания), вместе с тем творчески осмыслить возможности их реализации в конкретных условиях каждой школы. Необходимо оценить профессиональные качества учителей физической культуры, их знания методик тренировки и навыки тренерской работы, определить степень готовности материальной базы для обеспечения занятий в новом режиме организации и интенсивности эксплуатации. Чрезвычайно важно изучить степень социально-психологической готовности педагогичес кого коллектива школы к намечаемым преобразованиям и определить зоны особого внимания при проведении разъяснительной работы как с персоналом школы, так и с учащимися, их родителями и руководителями образования и других муниципальных управленческих структур.
Опыт проведения инновационных преобразований в физическом воспитании обучающихся говорит о том, что они встречают в нашей да и не только нашей среде скорее противодействие, чем поддержку. Поэтому лучше всего предусмотреть последовательное, этапное развитие процесса обновления содержательной и организационной структуры физического воспитания.
В этой связи представляется целесообразным начать с нулевого цикла реализацию проекта, задачей которого станет предварительная подготовка учащихся параллели третьих классов к новой форме организации физического воспитания. Уже с начала учебного года один из уроков физической культуры в этой параллели следует проводить с постепенным наращиванием объемов тренирующих режимов в основной части занятия. На этом этапе необходимо ознакомить детей с теми видами спортивной и физкультурной деятельности, которые в следующем учебном году будут предложены им для выбора конкретной спортивной специализации для занятий в учебно-тренировочной группе.
Не следует пытаться приступать к реализации инновационных преобразований в физическом воспитании сразу в нескольких, а тем более во всех параллелях классов школы. Лучше всего это сделать начиная с двух параллелей (пятые и шестые) или даже одной из этих параллелей. В этом случае достаточно скоро станет очевидной значительно более высокая эффективность обновленной формы организации физического воспитания по сравнению с традиционной. Это заметно улучшит социально-психо логическую ситуацию вокруг начатого инновационного процесса, увеличит число его сторонников, а вместе с тем и столь необходимую ему поддержку со стороны общественности и управленческих структур.
Литература
1. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967. - 476 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 c.
3. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с. 21 - 23.
4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, с. 23 - 25.
5. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 - 26, 39 - 40.
6. Бестужев-Лада И.В. Против превращения спорта в современное гладиаторство //На пороге XXI века: образование и культура (международная конференция). - М.: РАО. 1996, с. 29 - 30.
7. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии: - М.:ФОН. 1995. - 174 с.
8. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10 -15.
9. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 1, с. 46 - 48.
10. Bailey D.A., Malina R.М.., Asmussen R.L. The influence of exercise, physical activity, and athletic performance on the dynamics of human growth //Human Growth (Postnatal Growth). F. Folkner, G. E. Janner (eds.). New York: Plenum Press. - 1978. - P. 475-505.
11. Ekblom В. Physical training in normal boys in adolescence //Acta Paediatr. - 1970. - V. 217. - P. 60 - 71.
12. Mechelen W., Lier W.H., Hlobil H., Crolla J., Kemper H.C.G.: The construction of Eurofit referenсe scales in the Netherlands schoolchildren. In: VI European Research Seminar. In: The Eurofit tests of physical fitness, Izmir, 26. - 30. June 1990, Council of Europe 1990. - Р. 193 - 223.
Комментариев нет:
Отправить комментарий